Авторизация      Версия для слабовидящих
 
        

  Здоровье и организация учебного процесса

Здоровьесберегающая деятельность школы

 В школе реализуется программа «Образование и  здоровье», основными задачами которой являются:

· развитие материально-технической базы ОУ для дальнейшего развития здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ;

· осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение здоровьесберегающей компетентности педагогов, персонала школы через использование управленческих и организационных механизмов;

· повышение уровня двигательной активности учащихся и педагогов через внедрение новых и расширение имеющихся форм;

· обеспечение рациональной организации учебного процесса через организацию системы контроля и самоконтроля;

· организация системной работы, направленной на формирование у учащихся ценности здоровья и ЗОЖ через и пользование проектно-программного подхода, новых воспитательных технологий.

   Контроль над реализацией программы осуществляет Совет здоровья.

За прошедшие 2 года значительно расширилась материально-техническая база школы в этом направлении: 

            

Школьная мебель

В начальной школе 100% кабинетов (17 кабинетов) оборудованы регулируемой мебелью. Обновлена мебель в 14 кабинетах среднего и старшего звена.

Оснащенность кабинетов

Специализированные кабинеты физики, биологии оснащены на 100%, кабинет химии – на 90%. кабинеты    технологии – 80% (имеется 10 ручных швейных машин и 9 электрических нового поколения, оверлог, оборудована кухня с комплектами посуды)), столярного дела – 50%. В кабинетах установлено 19 проекторов, 19 экранов, 11 телевизоров, 10 DVD-плеера, 5 музыкальных центров, 11 магнитол, 9 сканеров, 16 принтеров, 8  интерактивных досок,5  МФУ, 43 компьютера (31 - для учебных целей). и 52 ноутбуков  (45 - для учебных целей). Имеется цифровое фортепиано.

Медицинское обслуживание

В школе есть медицинский и процедурный кабинеты, имеющие мебель, оборудование и инструментарий в соответствии с требованиями СанПиНа. Имеется положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №24.М1.01.000.М.000354.05.06 от 17.05.2006г. Во всех кабинетах повышенной опасности – аптечки, в бассейне имеется медицинский кабинет.

Питьевой режим

На этажах блока начальной школы, у столовой, на 3 этаже старшей школы установлены питьевые фонтанчики, и в ряде классов начальной школы установлены кулеры. Около столовой – фонтанчики  с питьевой водой.

Безопасные туалеты

Туалеты соответствуют требованиям СанПиНа. Согласно требований   СанПиНа 2.4.2.2821-10 в туалетах установлены держатели для бумаги, ерши.

 

Освещение рабочих мест школьников и учителей

Все учебные кабинеты оборудованы светильниками над досками. Идет замена устаревших дросселей на магнитные пускатели. Замеры освещенности по заключению Роспотребнадзора соответствуют установленным требованиям. В кабинетах повышенной опасности: (ОИВТ- 2 кабинета), физики, химии,, в кабинетах 103,203, 204, 212, 215, 314   установлены светильники нового поколения.

 В 2012 году произведена замена светильников в кабинете 110 – ИЗО, кабинете 108 – технология мальчиков, кабинете 208 – математика, установлены дополнительные светильники в кабинете 214 (ОИВТ), заменены светильники и установлен ряд дополнительно в спортивном зале №2.

Режим «Свежего воздуха»

Во всех кабинетах существуют вентиляционные окна. В кабинете химии, в столовой – работает вытяжная вентиляция, в бассейне – приточно-вытяжная. На переменах – сквозное проветривание.

В 1-х классах – динамический час с 10.20 до 10.50.

Прогулки в ГПД – с 12.20 до 15.00

Школьный двор, спортивные залы, спортивные сооружения

3 спортивных зала; в двух – душевые и туалеты; спортзал №1 – 294,2 кв.м, спортзал №2 – 294,6 кв.м, спортзал №3 – 115,2 кв.м. 

Два танцевальных зала (95,7 кв.м и 45,4 кв.м)

Бассейн с зеркалом 72 кв.м. Оснащенность - 80%.

Футбольное поле, волейбольная площадка, беговая дорожка – учащиеся пользуются спортивной площадкой МОБУ «Лицей №7», прилегающей к территории МОБУ «СОШ №16».

Действующая теплица 97,7 кв.м. Учебно-опытный участок 0,6 га. Зона отдыха 1622 кв.м

    С 15.01.2008г.  в школе функционирует физкультурно-спортивный клуб «Юниор+», в состав которого входят 14 спортивных секций, количество занимающихся - 385 человек.

 

ПРОГРАММА
«Образование и здоровье»

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».

 В.А.Сухомлинский

Паспорт программы

 Наименование программы

Целевая программа сохранения здоровья школьников.

  Разработчик программы

Проектная команда по реализации краевого проекта «Школа – территория здоровья», в составе:

  • Новосельченко Т. И. – заместитель директора по ВР;
  • Петрашова С. В. – председатель профсоюзного комитета ОУ;
  • Панченко Л. П. – учитель географии;
  • Евдокимова М. В. – учитель начальных классов;
  • Капустина В. Ф. – социальный педагог;
  • Попова И. А. – педагог-психолог;
  • Кочеткова Е. А. – руководитель ФСК «Юниор+».

 

Срок реализации программы

2009 – 2012 гг.

 

Исполнители программы и основных мероприятий

  • Коллектив МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №16».
  • Медицинский персонал МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №16» (медсестра, закреплённый за школой врач).
  • Управляющий совет МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №16».

 

Основания для разработки программы

Не секрет, что в последнее время предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся резкое ухудшение физического здоровья детей.

Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.

Разработка программы обусловлена необходимостью обеспечения в режиме учебного дня условий для сохранения, поддержания и укрепления физического и психического здоровья учащихся; проведение целенаправленной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, формирование потребности в здоровом образе жизни, объективизация оценки уровня физического развития и подготовленности учащихся.

 

Система организации контроля над исполнением программы.

Управление и координацию реализации программы осуществляет администрация, методический и управляющий совет МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №16».

 

Обоснование проблемы и анализ ее исходного состояния

Государственная политика в отношении к образованию сегодня ставит задачу развития не только общества в целом, но и каждой конкретной личности участника образовательного процесса. На школу возложено множество задач, среди которых приоритетной является сохранение физического, психического и нравственного здоровья, создание безопасных условий деятельности.

Поэтому в плане сохранения и укрепления здоровья для образовательного учреждения решающее значение имеет создание здоровьесберегающей среды, способствующей сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья участников образовательного процесса. Кроме того, для достижения максимального результата, для обеспечения системного подхода к поставленной задаче в эту деятельность должны быть вовлечены все участники образовательного процесса: и дети, и их родители, и педагоги школы.

Проведённая экспертиза отдельных компонентов здоровьесберегающего потенциала  МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №16» показала следующие результаты[1]:

Оценка отдельных компонентов инфраструктуры

Блоки

Макс. сумма баллов

Набранная сумма баллов

Оценка состояния

Характеристика здания школы.

2,0

2,0

Полностью соответствует требованиям

Инфраструктура школы.

2,8

1,5

Соответствует частично.

Оздоровительная инфраструктура.

5,5

1,4

Инфраструктура школы не соответствует требованиям.

Оздоровительная деятельность.

4,2

1,7

Система оздоровительной деятельности отсутствует.

Персонал школы.

4,0

2,9

 

По основным параметрам  соответствует требованиям.

Педагогический коллектив школы.

4,0

3

Недостаточно высокий уровень.

 

Оценка отдельных компонентов здоровьесберегающей  деятельности

Блоки

Макс. сумма баллов

Набранная сумма баллов

Оценка состояния

Учебная нагрузка учащихся.

7

7

Соответствует нормам и требованиям.

Двигательная и спортивно- оздоровительная активность учащихся.

20

5

Состояние неудовлетворительное.

Оздоровительно-профилактические мероприятия в классе.

15

4

Система отсутствует.

 

Оценка эффективности  здоровьесберегающей  деятельности

 

Блоки

Макс. сумма баллов

Набранная сумма баллов

Оценка состояния

Режим дня учащихся.

 

21

14

Удовлетворительная.

Заболеваемость учащихся.

17

9

Неудовлетворительное состояние.

Двигательная подготовленность учащихся.

12

4

Низкая.

 

            Таким образом, общая оценка состояния деятельности МОБУ «СОШ №16» по здоровьесбережению учащихся такова: средний уровень организации работы ОУ по формированию основ культуры здоровья, данная работа проводится недостаточно эффективно.

На сегодняшний день в ОУ в области здоровьесбережения учащихся можно констатировать следующие проблемные зоны:

  • в учебном процессе не созданы условия, в полном объёме соответствующие основным требованиям здоровьесбережения: учебная нагрузка и объём домашнего задания превышают допустимые показатели, расписание уроков не соответствует требованиям;
  • для преобладающего большинства педагогов задача формирования навыков эффективной учебной деятельности не является актуальной;
  • в ОУ отсутствует эффективная система работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ у учащихся;
  • в ОУ отсутствуют специальные образовательные программы, направленные на формирование культуры здоровья, ценности здоровья и ЗОЖ;
  • отсутствует система специальной подготовки педагогов к работе по формированию ЗОЖ у учащихся;
  • у части самих педагогов не сформирована ценность здоровья и ЗОЖ, выражающаяся в низком уровне двигательной активности, высокой степени эмоционального напряжения.

Между тем, в школе имеется и определённый ресурс для повышения эффективности работы по здоровьесбережению учащихся, это:

  • функционируют 2 основных спортивных зала, 1 малый, 1 вспомогательный;
  • в течение учебного года работает бассейн, где проводятся не только уроки плавания, но и занятия во внеурочное время;
  • 100% начальной школы оборудованы разноуровневой мебелью;
  • в начальной школе введён третий час двигательной активности – плавание;
  • ежегодно в ОУ проводится диспансеризация учащихся;
  • 3 рекреации оснащены кулерами с питьевой водой;
  • ежедневно по расписанию в 1 классах и ГПД проводятся динамические часы;
  • медицинский кабинет на 100% оснащён необходимыми препаратами, медикаментами и оборудованием;
  • организовано горячее питание 67% учащихся, в том числе 14%  - 2-х разовое.

 

Цель программы: создание образовательной среды, способствующей сохранению здоровья участников образовательного процесса.

 

Задачи:

1.    Через развитие материально-технической базы ОУ обеспечить дальнейшее оснащение здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ.

  1. Используя управленческие и организационные механизмы осуществить комплекс мероприятий, направленных на повышение здоровьесберегающей компетентности педагогов, персонала школы.

3.    Через внедрение новых и расширение имеющихся форм двигательной активности обеспечить увеличение её уровня среди учащихся, педагогов.

4.    Через организацию системы контроля и самоконтроля обеспечить рациональную организацию учебного процесса.

5.    Через использование проектно-программного подхода, новых воспитательных технологий организовать системную работу, направленную на формирование у учащихся ценности здоровья и ЗОЖ.

 

Ресурсное обеспечение программы:

Имеется:

  1. Кадры для организации работы с педагогами (заместитель директора по ВР, педагог-психолог), с учащимися (классные руководители, учителя-предметники, педагог-организатор, инструктор ФСК).
  2. Медсестра.

 

Требуется:

 

 

Недостающий ресурс

Источник

финансирования

1

Ставка педагога-преподавателя курса «Разговор о правильном питании».

Городской бюджет

2

1 ставки педагога-преподавателя курса «Все цвета, кроме чёрного»

Городской бюджет

 

Смета программы:

 

Наименование

Количество

Цена за

1 шт. (руб.)

Сумма

Источник

финансирования

ОБОРУДОВАНИЕ

Кулер с питьевой водой

14

10000

140000

Краевой бюджет

Разноуровневая мебель в кабинеты

18 класс-комплектов

23475

422550

Краевой бюджет

Спортивный уголок

3

4750

14250

Краевой бюджет

Противоударное покрытие

3 (3м*3м)

1829

5487

Краевой бюджет

Скамейка со спинкой полумягкая

12

800

9600

Краевой бюджет

Столик низкий

6

750

4500

Краевой бюджет

ПРИЗОВОЙ ФОНД СПОРТИВНО-МАССОВЫХ И ДОСУГОВЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ

Грамота

100

12

1200

 

Ценный подарок (1 место)

30

300

9000

 

Ценный подарок (2 место)

30

200

6000

 

Ценный подарок (3 место)

30

150

4500

 

РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Ватман

50

7

350

 

Маркеры

100

10

1000

 

Бумага

10 пач.

 

1500

 

 

Ожидаемые результаты реализации программы

 

Результат

Показатель результативности

1. Повышение уровня компетентности  педагогов в области создания условий сохранения и укрепления здоровья учащихся.

§  70% учителей-предметников регулярно проводят на уроках физминутки.

§  50% учителей-предметников используют на уроках здоровьесберегающие технологии.

§  50% учителей-предметников выстраивают учебный процесс согласно требованиям к здоровьесберегающему уроку.

§  40% учителей-предметников не превышают задаваемый объём домашнего задания.

§  90% учителей-предметников систематически соблюдают режим проветривания.

§  На 30% снижение психоэмоционального напряжения у учащихся на уроках. 

 

2. Выстроена система работы по здоровьесбережению учащихся.

§  Программа «Образование и здоровье» реализована не менее чем на 80%.

§  Не менее чем на 90% реализован план спортивно-массовых мероприятий.

§  Не менее чем на 90% реализован план мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и ЗОЖ.

§  В 1-4 классов ведётся курс «Разговор о правильном питании», в 5-8 классах – курс «Все цвета, кроме чёрного».

 

3. Повысился уровень здоровьесберегающей компетентности педагогов.

§  40% педагогов занимаются в различных объединениях физкультурно-оздоровительной направленности.

§  50% педагогов принимают участие в спортивно-массовых мероприятиях (спартакиада, соревнования, тур. походы).

§  На 60% уменьшилось количество конфликтов между субъектами образовательного процесса, вызванными эмоциональной перегрузкой.

§  10% педагогов посещают тренинги, направленные на профилактику эмоционального  напряжения и профессионального сгорания.

§  Отсутствие курящих в школе педагогов.

 

4. Инфраструктура ОУ приведена в 80% соответствие требованиям к здоровьесберегающей школе.

§  В 100% кабинетов среднего и старшего звена установлены разноуровневые парты.

§  Установлено и функционируют 20 кулеров с питьевой водой.

§  Школьный участок оформлен с использованием ландшафтного дизайна.

§  Рекреации начальной школы оформлены как зоны пассивного отдыха (2 шт.) и зоны активного отдыха (3 шт.)

§  Школьный двор оборудован современным спортивным городком.

§  100% кабинетов оборудованы простейшими офтальмотренажерами.

 

5. У большинства учащихся сформировано осознанное отношение к своему здоровью.

§  100%  учащихся (за исключением освобождённых) посещают уроки физкультуры.

§  70% учащихся занимаются в объединениях ДО физкультурно-оздоровительной направленности (включая занятия в «Данс-классе»).

§  65% учащихся принимают участие в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых на уровне школы и класса.

§  На 40% уменьшилось количество курящих учащихся.

§  На 50% уменьшилось количество учащихся, употребляющих насвай.

§  15% учащихся 5-11 классов принимают участие в реализации проектов, направленных на формирование ценности здоровья и ЗОЖ.

§  На 20% уменьшилось количество учащихся, болеющих в течение учебного года ОРВИ и гриппом.

6. Увеличился уровень двигательной активности учащихся.

§  100% учителей физкультуры на уроке организуют дифференцированную работу с учащимися различных групп здоровья.

§  Работают 2 группы ЛФК.

§  90% учащихся 1-4 классов ежедневно выполняют общешкольную зарядку.

§  В 5-11 классах введён третий час физкультуры.

§  90% учащихся выполняют различные упражнения в рамках физминуток на уроках.

 

План реализации программы

 

Напр.   

Мероприятие

Сроки

реализации

Ответственный

Условия

Здоровьесберегающая  инфраструктура  ОУ

Обеспечение кабинетов средней школы разноуровневой мебелью.

 

2009-2010

Филиппенко А. Н.

Гордашевская О. В.

Наличие финансирования

Обустройство рекреаций начальной школы спортивными уголками, оборудованием для отдыха учащихся.

 

2009-2010

Филиппенко А. Н.

Гордашевская О. В.

 

Оборудование школьного двора спортивным городком.

2010-2012

Филиппенко А. Н.

Гордашевская О. В.

 

Установка дополнительных кулеров с питьевой водой.

2010-2011

Филиппенко А. Н.

Гордашевская О. В.

 

Оборудование кабинетов школы простейшими офтальмотренажерами, изготовленными силами учащихся старших классов.

2011-2012

 

 

Использование ландшафтного дизайна при благоустройстве школьного участка.

2009-2012

Капустина В. Ф.

Наличие финансирования

Организация физкультурно-оздоровительной работы

 

Ежегодное проведение спортивно-массовых мероприятий для всех параллелей.

Не реже 1 раза в четверть.

Кочеткова Е. А.

Наличие ставки руководителя ФСК, финансирования (призового фонда).

Введение третьего часа урока физкультуры в 5-11 классах.

2010-2011

Ильяшенко С. Г.

???

Организация утренней зарядки для учащихся

1-4 классы

Кейлер И. Е.

 

Регулярное проведение физкультминуток на уроках.

Ежедневно

Рук. ШМО

 

Организация ___ групп ЛФК

2011-2012

 

Наличие ставки, специалиста

Организация дифференцированной работы на уроке физкультуры с учащимися различных групп здоровья.

2010-2012

Кейлер И. Е.

Наличие дифференцированных программ ???

Организация работы спортивных секций, хореографического ансамбля как для учащихся, так и для педагогов.

В теч. года

Кейлер И. Е.

Вигандт Т. А.

Наличие финансирования.

Проведение мониторинга физического здоровья учащихся 1-11 классов.

В теч. года

Кейлер И. Е.

 

Рациональная организация учебного процесса

 

Контроль над объёмом домашнего задания.

2009-2012

Пирогова Н. Н.

Родина Л. П.

Наумова Т. А.

 

Контроль над соблюдением требований к здоровьесберегающему уроку, в том числе использованием здоровьесберегающих технологий.

2009-2012

Руководители ШМО

Учебная нагрузка руководители ШМО позволяет посещать уроки коллег.

Организация проветривания согласно нормам.

2009-2012

Учитель-предметник

 

Разработать комплексы физминуток для каждой возрастной категории.

2009-2010

Кочеткова Е. А.

 

Проведение физминуток согласно требованиям.

2009-2012

Учитель-предметник

 

Формирование ценности здоровья. ЗОЖ у участников образовательного процесса

 

Организация тренингов для педагогов по профилактике эмоционального напряжения и профессионального выгорания.

2009-2012

Попова И. А.

Желание педагогов.

Оформление методичек для классных руководителей по организации работы по формированию ценности здоровья. ЗОЖ в классных коллективах.

2009-2011

Новосельченко Т. И.

 

Проведение тематических мероприятий на уровне классных коллективов, на уровне школы.

2009-2012

Классные руководители.

Крылосова Т.А., Кириллова З. В.

Финансирование общешкольных мероприятий.

Организация исследовательской работы учащихся в области здоровьесбережения.  

2009-2012

Родина Л. П.

Сформированный приоритет здоровья у педагога.

Введение в начальной школе курса «Разговор о правильном питании».

2010-2012

Пирогова Н. Н.

Наличие финансирования, наличие специалиста, УМК

Введение в 5-8 классов курса «Все цвета, кроме чёрного».

2012

Ильяшенко С. Г.

Наличие финансирования, наличие специалиста, УМК

Конкурс «Самый здоровый класс»

В теч. года

Соболева Н. С.

Быкова Т. В.

Наличие призового фонда

Конкурс детско-взрослых классных проектов, направленных на формирование ценности здоровья и ЗОЖ.

2009-2012

 

Сформированная проектная компетентность у классных руководителей.

Включение работников ОУ в деятельность объединений ДО.

2009-2012

Руководители объединений ДО школы.

Наличие ставок

 

Методы отслеживания результатов:

1.    Наблюдение.

2.    Анкетирование.

3.    Мониторинг.

4.    Анализ приобретённых заболеваний учащихся.

 Риски:

1.    Отсутствие финансирования на материально-техническое оснащение.

2.    Ликвидация ставки инструктора ФСК.

3.    Сокращение ставок педагога ДО, надтарифного фонда.

4.    Инертность педколлектива.

 



[1] По материалам методического пособия "Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений" под ред. М.М. Безруких, 2003 год

 Обновлено 18.06.2014 г.


 
 Сведения об образовательной организации Ученикам Родителям Педагогам Дополнительное образование Достижения Фотогалерея 
 
 
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16».
Почтовый адрес 662603, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Кретова, д.9.
Телефон/факс (39132) 2-60-31.
Электронная почта shkola016@mail.ru
www.o9media.ru – разработка сайтов, графический дизайн Создание сайта (2009)